В общем, круизы — это емкий и очень перспективный сегмент туристического рынка, который в последнее время, в связи с увеличением числа обеспеченных туристов, наращивает объемы и в России. Организаторы круизов стремятся избежать или, по крайней мере, максимально компенсировать моменты, ранее отпугивавшие туристов от морских путешествий.
Все современные круизные лайнеры оборудованы стабилизаторами качки, а
маршруты разрабатываются таким образом, чтобы по возможности избегать
штормов. Ощущение «замкнутого пространства» нивелируется за счет
продуманной планировки кают и всех «пассажирских» помещений корабля. А
чтобы туристы не заскучали во время плавания от одного порта до другого,
для них предусмотрено изрядное число развлечений на борту.
Регионы плавания
Средиземное море — круглый год (но летом, в высокий сезон, выбор намно¬го
больше), Северная Европа — с июня по сентябрь, вокруг Европы — обычно
только в мае и сентябре, Карибские острова — круглый год. Французская
Полинезия (Таити), Гавайи — круглый год, Аляска — с мая по сентябрь, Южная
Америка — с ноября по март, Австралия и Новая Зеландия — с декабря по
февраль, Юго-Восточная Азия — с ноября по март. Кругосветные путешествия
(продолжительнос¬тью от 90 до 180 дней) проходят с декабря по апрель.
Развлечения на борту
Ежевечернее шоу, дискотека, концерты живой музыки, лотереи, конкурсы. В
течение дня анимато¬ры лайнера проводят множество игр, конкурсов, шоу,
спортивных мини-соревнований, турниров и пр. Как правило, на лайнере в
течение всего дня работает команда аниматоров. На большинстве круизных
кораблей оборудовано казино с бесплатным входом для пассажиров.
Разнообразие спортивного инвента¬ря на борту зависит от размера лайнера.
Обычно представлены бадмин¬тон, баскетбол, беговая дорожка, кардио- и
силовые тренажеры, настольный теннис, «шафлборд», сквош, волейбол, реже
мини-гольф, скалодром, бильярд. На современных кораблях оборудованы
SРА-центры, предлагающие за дополнительную плату массу оздоровительных
процедур: релаксацию, лече¬ние морской водой, лечебный массаж, «шиатсу»,
ароматерапию.
Береговые экскурсии
Каждая круизная компания разрабатывает множество экскурсий в каждом порту
захода и предлагает пассажирам богатый выбор основных
достопримечательностей региона. Разумеется, береговые экскурсии не
являются обязательными: пассажиры сами решают, отправиться ли им на
экскурсию, просто пойти погулять по городу или остаться на корабле.
Примите к сведению: В «высокие» даты на целый ряд круизов организуются
русские группы, с которыми едет сопровождающий, и предлагаемые береговые
экскурсии проводятся на русском языке.
Цена
Цена круиза зависит от его продолжительности, сезона, класса корабля и от
выбранной каюты. Как правило, каюта с окном дороже, чем внутренняя, но
дешевле, чем каюта с балконом, каюта на верхней палубе дороже аналогичной
на нижней. Каюта в центре корабля дороже аналогичной на носу или корме. В
цену круиза включено: размещение на корабле в каюте выбранной категории,
все питание на борту (основные приемы пищи и закуски в перерывах между ними
— часто круглосуточно), все развлекательные программы на борту,
пользование палубным инвентарем и спортивным оборудованием, в том числе
бассейнами. В цену круиза, как правило, не включены: портовые сборы,
спиртные напитки, услуги индивидуального характера (массаж, стирка и
глажение одежды, процедуры в SРА-центрах, покупки на борту и т.п.),
экскурсии.
Продолжительность круиза
Самый популярный стандартный по продолжительности круиз длится 7 ночей,
часто встречаются круизы продолжительностью 10, 12 и 14 ночей. Самые
короткие круизы — двухдневные weekend-прогулки, самые продолжительные —
«кругосветки» на 180 дней.
Примите к сведению: Туристам, впервые отправляющимся в круиз, разумнее
остановить выбор на стандартном семиднев¬ном варианте.
Размер корабля
Вне зависимости от размера, все круизные лайнеры предоставляют основные
виды услуг: размещение, развлечения, обильное питание, экскурсии в портах
захода по маршруту круиза. Однако одни это делают намного лучше, чем
другие (но и берут за это больше).
На маленьком корабле (водоизме¬щением от 2 до 25 тысяч тонн) легко
ориентироваться, указатели и надписи проще и точнее. Образ жизни на борту
не структурирован и более свободен, объявлений по радио мало или
практически нет. Зачастую пассажирам разрешено в любое время подниматься на
капитанский мостик (за исключением времени совершения трудных маневров или
плохих погодных условий). Маленькие корабли способны зайти в небольшие
порты, недоступные для океанских «монстров». Однако они менее устойчивы к
качке в суровых погодных условиях, здесь меньше развлечений и залов
отдыха, чем на больших кораблях. Средний по размерам корабль (от 25 до 50
тысяч тонн) может стать настоящей «золотой серединой». Ориентироваться на
таких кораблях несложно, они более маневренные, чем большие лайнеры, и
хорошо подходят для посещения небольших портов в Средиземном и Эгейском
морях. Некоторые средние корабли предлагают кругосветные и другие
длительные экзотические круизы, практически невыполнимые на кораблях
других категорий. Размещение на таких кораблях очень разнообразно: от
огромных сьютов-пент-хаусов с персональным дворецким до небольших
внутренних кают. Здесь более разнообразны развлечения, еда сервируется в
нескольких ресторанах. Средние корабли легко осуществляют круизы в
регионах с суровыми погодными условиями, так как боковые борта у них
ниже, чем у больших кораблей, а осадка существенно глубже, чем у
маленьких. Очереди редки, а если и возникают, то проходят достаточно
быстро. Однако здесь не так много залов отдыха, как на больших кораблях, и
редко встречаются театры пригодные для постановки мюзик¬лов, поэтому шоу
обычно проводят в стиле «кабаре».
Большие корабли (от 50 до 150 ты¬сяч тонн) создают у пассажира ощущение,
что он находится в большом городе, и предлагают огромное разнообразие
развлечений и питания. Большие корабли устойчивы к качке в открытом море в
плохих погодных условиях. Однако на огромном корабле труднее
ориентироваться, также можно столкнуться с очередями на посадку, к стойке
информации, 0 банк, к лифтам, к «шведскому столу», к катерам для высадки во
время стоянки на рейде, при выходе на береговые экскурсии. Оказываемый
сервис теряет подчас индивидуальный подход к пассажиру (если только он не
приобрел каюту с дворецким), и у пассажиров может возникнуть ощущение
«конвейера».
Примите к сведению: Наилучший (и, разумеется, самый дорогой) сервис
оказывается на кораблях, где на одного члена команды приходится не более
двух пассажиров.
Безопасность
Круизные компании уделяют огром¬ное внимание уровню безопасности на борту,
и сегодня можно с уверенностью сказать, что круиз — это отдых с нулевым
уровнем преступности. Службы бортовой безопасности всегда бдительно следят
за порядком на корабле. В целях безопасности посторонние посетители на борт
не допускаются. Все виды холодного и огнестрельного оружия, фейерверки и
т.п. будут изъяты у пассажира
2000
при входе на лайнер и помещены в камеры
хранения до момента высадки в конце круиза.
Классификация круизных лайнеров
Круизные компании уже давно перестали указывать звездность своего флота в
каталогах, однако потребность в такой оценке существует — для сравнения
лайнеров и правильного выбора. Лучшим практическим инструментом в этом
случае служит классификация, предлагаемая в ежегодных справочниках Веrlitz
Ocean Cruising & Сruise Ships. Справочник дает независимую оценку
международным круизным лайнерам на основе тщательной ежегодной инспекции по
множеству значимых параметров и потому может считаться наиболее
объективным. Оценке подлежат более 400 позиций, сгруппированных в 20
параметров, дающих максимально по 100 очков каждый и представленных для
наглядности в шести основных группах: корабль (до 500 баллов), размещение
(до 200 баллов), питание (до 400 баллов), сервис (до 400 баллов),
развлечения (до 100 баллов), проведение круиза (до 400 баллов). Корабль
может быть очень современным по дизайну и убранству, но если питание,
обслуживание и гостеприимство персонала недостаточно хороши, его итоговый
рейтинг будет низким.
Максимальное количество присваиваемых звезд — пять, минимальное — одна.
Итоговые баллы переводятся в «звезды» по следующей схеме: 1851-2000 баллов
— 5*+, 1701-1800 баллов 5*, 1551-1700 баллов — 4*+, 1401-1500 баллов —
4*, 1251-1400 баллов — 3*+, 1101-1250 баллов — 3*, 951-1100 баллов — 2*+,
801-950 баллов — 2*, 651-800 баллов 1*+, 500-650 баллов — 1*.
Классификация круизных компаний
Стиль жизни на борту круизного лайнера определяется тем, в какой сегмент
рынка попадает лайнер: «стандарт», «премиум» или «люкс». Эта классификация
помогает сориентироваться и выбрать правильный круиз, соответствующий
привычному образу жизни туристов. Лайнеры класса «стандарт» — наименее
дорогие, хотя и предлагают пассажирам достаточно широкий спектр услуг и
развлечений на борту. Корабли класса «премиум» обычно являются бо¬лее
дорогими и предлагают более качественную и разнообразную еду, более высокий
уровень обслуживания и более широкий спектр услуг на борту. Лайнеры класса
«люкс» — самые дорогие, они предлагают лучший спектр услуг, качество
питания и уровень обслуживания. Чем выше классификация лайнера, тем больше
в его интерьерах натуральных материалов и предметов искусства, тем
качественнее используемые столовые приборы, посуда, столовое и постельное
белье, тем больше живых цветов на борту и строже отношение к форме
вечерней одежды за ужином.
Круизные компании, предлагающие круизы класса «стандарт» — Carnival Cruise
Line, Festival Cruises, Norwegian Cruise Line, Princess cruises, Royal
Caribbean Cruise Line, класса «премиум» — Сеlebrity Cruises, Holland
America Line, P&O Cruises, Star Clippers, класса «люкс» — Сrystal Cruises
Cunard Line, Radisson Seven Seas Cruises, Seabourn Cruise Line.
Бронирование круиза
Для бронирования круиза необходи¬мо иметь паспортные данные всех пассажиров
(фамилию и имя в соот¬ветствии с действующим загранпаспортом, дату
рождения, номер и срок действия загранпаспорта). Обычно каюту фиксируют за
указанными пассажирами на несколько дней, по истечении которых необходимо
под¬твердить кагату, иначе бронирование будет аннулировано. В отдельных
случаях возникает ситуация, когда каюту необходимо подтверждать в день
бронирования. Для подтверждения каюты вносят депозит, сумма которого
варьируется в зависимости от круизной компании.
Одной из самых важных особенностей купли-продажи круизов являются
штрафные санкции, применяемые круизными компаниями при отказе пассажиров от
совершения круиза. Они существенно выше привычных штрафных санкций при
отмене наземного отдыха. У одних круизных компаний они вступают в силу
незамедлительно после подтверждения круиза, у других — за 60-90 дней до
начала круиза. Чем меньше времени остается до начала круиза, тем выше
применяемые штрафные санкции. Это следует всегда иметь в виду и строго
следить за тем, чтобы сумма, оплаченная туристами за круиз, всегда была
больше, чем текущие штрафные санкции.
Примите к сведению: Многие круизные компании требуют также соблюдения
определенных условий оплаты, согласно которым круиз должен быть
полностью оплачен за 30-90 дней до начала круиза. Если же круиз
забронирован позднее такого срока, то полная оплата должна быть внесена
при подтверждении каюты (депозита в таком случае недостаточно, даже если
действующие штрафные санкции на момент бронирования равны 10-25%).
Дополнительные услуги
Авиаперелет в порт посадки и обратно из порта окончания круиза (между
временем прилета и временем посадки на лайнер должно быть не менее 5-6
часов, не считая времени, требуемого на трансфер), медицинская страховка
на весь срок поездки, дополнительное проживание в гостиницах (по желанию
клиентов либо в силу необходимости из-за графика авиаперелетов),
трансферы, визы.
Примите к сведению: Визам следует уделять особое внимание: зачастую они
должны быть многократными в силу особенностей маршрута круиза.
Профессионалы рекомендуют оформлять страховки от невыезда, так как в случае
отказа в визе из-за штрафных санкций круизной ком¬пании клиенты могут
потерять внушительные суммы.
Устройство круизного лайнера
Для удобства круизные компании обычно приводят в своих каталогах дек-планы
кораблей, на которых отчетливо видно расположение кают (разные категории
выделены разными цветами), ресторанов, лифтов, залов отдыха, бассейнов и
т.п. «Читать» дек-планы достаточно просто — нужно только понять принцип их
составления. Для примера разберем лайнер Еuropean Stars круизной компании
Festival Cruises.
Технические данные лайнера: тоннаж 58 700 тонн, длина 251 м, ширина 28.8 м,
количество пассажиров 1566 человек, команда 711 человек, 10 пассажирских
палуб. Для пассажиров на борту оборудованы бассейны, мини-гольф, казино,
дискотека, концертный зал, кинозал, фитнесс-центр, сауна, массажный салон,
салон красоты, медицинский центр, бутики. Справочник дает лайнеру 1472
балла, что соответствует 4*, и относит его к классу «стандарт».
Соотношение числа пассажиров и численности команды равно 2.2, что говорит
о достойных стандартах сервиса. По тоннажу лайнер относится к категории
больших кораблей, но фактически он не слишком отличается от средних,
набор услуг на борту достаточно широк и разнообразен.
Примите к сведению: Возможно и дальнейшее повышение категории каюты, в
первую очередь за счет увеличения ее площади и освещенности. В более
вы¬соких категориях кают могут быть добавлены и дополнительные услуги:
персональный дворецкий, джакузи и даже зимний сад. Максимальная площадь
сьюта на сегодняшний день составляет 500 м2 — это апартаменты «Garden
Villa» на лайнере Norwegian Stars круизной компании Norwegian Cruise Line.
Внутренняя каюта
Внутренние каюты на лайнеры Еuropean Stars
c58
имеют площадь 13 м2 и
оборудованы ва
Добавить комментарий