Историк моды Александр Васильев редко дает интервью печатным СМИ. Он уже много лет живет во Франции и в Москву наведывается от случая к случаю. Корреспонденту «НИ» удалось встретиться с Васильевым в одном из кафе Парижа и взять интервью, в котором он с некоторой беспощадностью рассказал о том, что такое русский стиль и почему в России его практически нет….
Историк моды Александр Васильев редко дает интервью печатным СМИ. Он уже много лет живет во Франции и в Москву наведывается от случая к случаю. Корреспонденту «НИ» удалось встретиться с Васильевым в одном из кафе Парижа и взять интерв
2000
ью, в котором он с некоторой беспощадностью рассказал о том, что такое русский стиль и почему в России его практически нет.
Вы более 20 лет живете во Франции. В России вам бывать нравится?
Бывать нравится, и бываю там частенько, потому что Россия это страна, где я родился, и я к ней испытываю больше чем любовь. Она моя боль и моя страсть одновременно. Но ее сегодняшнее состояние мне не нравится. Меня повергает в уныние здешний стиль жизни, а вульгарность просто убивает. Россия из уникальной страны постепенно превращается в страну банальностей.
Насчет здешнего стиля жизни хотелось бы поподробнее…
Вы понимаете, сегодня в России нет понятия о том, что такое русский стиль. По большому счету «по-русски» в стране не одеваются уже с Петровской эпохи. Процесс стирания национальных отличий в костюме ускорила и уравниловка, проповедуемая большевиками. В итоге исчезли даже те особенности российского стиля, который диктовался климатическими особенностями. Русские женщины штурмуют сугробы на шпильках, а под шубу в тридцатиградусный мороз надевают платье с глубоким декольте. Непонимание русского стиля, отсутствие вкуса, глобализация все это привело к тому, что сегодня наряды россиянок характерны скорее для жительниц Цейлона, нежели для живущих в северной стране. «Азиатскость» русской души как раз в том и выражается, что наши женщины по большому счету не приемлют ничего своего, родного. Россия это страна, где традиции не только не берегут, но даже борются с ними. Здесь стыдятся платка, стыдятся косы, стыдятся сарафана. А ведь это и есть своего рода константы русской моды.
Что же тогда, по-вашему, означает в России быть стильным человеком?
Увы, для женщин модно ходить с голым пупком, носить наклеенные ногти и высокие каблуки, краситься в блондинку и выглядеть вульгарно. Для мужчин модно иметь пивной животик, ездить на охоту, ходить в сауну и изменять жене. Вот что такое сегодня стильные мужчина и женщина в России. На мой взгляд, критерии не очень возвышенные, но вполне понятные. Население России состоит на 65% из женщин. Это сплошное бабье царство! Для равновесия стране не хватает 20 млн. мужчин. Поэтому женщина всегда в России одета вызывающе сексуально, а мужчина, напротив, не обращает никакого внимания на свою внешность. Он уверен: его возьмут в любом виде. Западные мужчины, наоборот, привыкли аккуратно одеваться, причесываться, чистить зубы и менять носки. А все потому, что европейских барышень нужно завоевывать. Россиянки же, по-моему, готовы мужчину взять даже со свалки, помыть, почистить, лишь бы он только сидел на кухне так, для запаха.
Вы настолько уверены в этом?
Ой, да я совершенно уверен! Я считаю, что, если бы у нас была другая ситуация, не существовало бы такого количества браков через Интернет между россиянками и иностранцами. И не было бы такого секс-туризма в мусульманские страны, когда целые самолеты женщин отправляются в Египет или в Турцию для того, чтобы там, что называется, отдохнуть по полной программе.
Откуда же истоки этой российской вульгарности и, самое главное, как ее преодолевать?
Она пришла к нам из-за границы. Из-за сложной экономической ситуации в Россию направили все самое дешевое и некачественное. Дорогое пришло тоже, но гораздо позднее. Первыми на российском рынке оказались китайские и турецкие товары в самом отвратительном исполнении. Вслед за ширпотребом пошли дешевые фильмы, машины, бывшие в употреблении, и неликвид в моде. В Россию также двинулись фирмы, не пользующиеся популярностью на Западе. Ширпотреб прижился еще и потому, что большинство россиян не знают иностранных языков. Контакты с Западом в 90-е годы в силу косноязычия строились чаще всего через бывших соотечественников третьей или четвертой волны эмиграции. А если учесть качественный состав этих волн, то становится понятно, почему в России оказались все вышеперечисленные «шедевры стиля». И, наконец, самое главное: хороший вкус без уважительного отношения к прошлому не бывает. Когда мы хотим все сломать или все заменить, или все оформить «евроремонтом» это значит долой хороший вкус! Откуда с такой психологией возьмется высокая культура? Пойдите-ка попробуйте сейчас сыскать в Москве чайную с самоваром да с настоящими русскими пряниками и калачами, это же будет событие и диво дивное, если отыщете! А вот зато круасаны какие-нибудь французские с мыльными начинками пожалуйста, сколько душе угодно. И что показательно: никого совершенно не волнует, что в самой Франции отродясь не бывало круасанов ни с джемом, ни с шоколадом, ни тем более с кремом. Народ не знает ни свою историю и культуру, ни чужую. И знать не хочет. Презирает свою страну и над другими смеется. Вот это-то и называется кругозором прачки когда выше корыта и пены она ничего не видит…
А как вы оцениваете творчество российских модельеров?
Откровенно говоря, опять же в странах бывшего соцлагеря направление взято совершенно неверное, ошибочное, они блуждают. Современная женщина это активнейший член общества, она эмансипирована, она водит автомобиль, работает в офисе, сидит за компьютером, путешествует, ходит в театр А когда я вижу на некоторых конкурсах и выставках все эти стринги и лифчики, которые ни постирать, ни погладить, мне кажется, что это насмешка над прет-а-порте. Потому что прет-а-порте это прежде всего одежда массового производства, а те вещи, которые предлагаются со сцены, зачастую нельзя тиражировать. К нынешней женщине требуется интеллектуальный подход и еще подход, адекватный тому климату, в котором она живет.
Вам удалось самостоятельно собрать совершенно уникальную коллекцию старинной одежды, которой мог бы позавидовать любой музей моды. Вы ее выставляете?
Мои экспонаты демонстрируются по всему миру. Вскоре в Гонконге будут выставляться. Коллекция же продолжает расти, и зачастую трудно предсказать заранее, откуда и когда в ней появится новый экспонат. Порой можешь ждать встречи с понравившимся платьем долгие месяцы, а иногда за считанные минуты можно приобрести настоящий шедевр по Интернету. Сегодня вот был на блошином рынке в Париже приобрел очень даже интересную вещицу.
Не возникала ли у вас мысль открыть частный музей моды?
Ох, возникала и притом с незапамятных времен! Увы, далеко не все, особенно административные вопросы, зависят только от моего желания. Здесь должна быть заинтересованность еще и некоторых других лиц. Это удивительно, но у нас, в России, нет ни одного специализированного музея моды… И если в советские времена это можно было объяснить идеологическими соображениями, то в наши дни этот факт совершенно не понятен. Я думаю, что в конце концов моя коллекция все же найдет свое достойное место, и музей будет открыт. Но боюсь, это произойдет не в России. А жаль!
СПРАВКА
Историк моды Александр ВАСИЛЬЕВ родился 8 декабря 1958 в Москве в театральной семье. После окончания Школы-студии Художественного театра в 1981 году уехал во Францию. В Париже поступил в школу при Лувре, а затем в аспирантуру театрального факультета Сорбонны, параллельно формируя коллекцию исторических костюмов и аксессуаров. За 25 лет творческой деятельности оформил более 100 постановок балетов и опер на сценах ведущих театров в 25 странах мира. Автор многих статей и книг по истории моды, преподает историю костюма и моды на 4 языках по всему миру. Награжден золотой медалью Академии художеств России, медалями Дягилева и Нижинского, орденом «Меценат».
КСЕНИЯ ЮРРЮТИ, Париж
Источник: www.newizv.ru
-Умрешь ты не потому, что хвораешь, а потому, что живешь. (Сенека)
Добавить комментарий